Начиная с 30 декабря 2021 года Республиканское общественное объединение «Белая Русь» активно включилось в сбор предложений от населения, касающихся совершенствования проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Все поступающие предложения систематизируются и оперативно передаются в Национальный центр правовой информации для обработки и использования в работе над проектом.
Кроме предложений в проект Конституции, граждане вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь, выражают мнения о работе государственных органов и служб, о происходящих в стране событиях и просто делятся накопившимися жизненными и бытовыми вопросами.
Для удобства граждан организована сеть тематических «горячих линий», принимающих звонки ежедневно по будням с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.
Общественные приемные Белой Руси дополнили свою работу тематическими личными приемами граждан. На базе 150 общественных приемных, охватывающих все регионы страны, можно лично выразить свое мнение по предлагаемому проекту Конституции. Приемы проходят по вторникам, средам и четвергам 17.00 до 19.00, захватывая нерабочее время для удобства населения.
Только за первые 2 дня работы (30 декабря и 3 января соответственно) мы получили 161 отклик от неравнодушных и активных граждан. Во вторник, 4 января, количество поступивших предложений значительно возросло (в том числе – за счет проведенных личных приемов) и составило 268. Несмотря на старт работы аналогичных общественных приемных при Совете Республики и во многих районных и городских исполкомах, число звонков не уменьшилось: в среду, 5 января, мы получили 234 предложения, в четверг, 6 января, – 279. Таким образом за неделю сбора общественного мнения мы получили 942 отклика, из них 434 содержали конкретные предложения по совершенствованию Основного закона государства.
Понедельник новой недели (10 января), казалось бы, показал тенденцию на уменьшение количества предложений – всего 98 звонков. Но уже во вторник 11 января мы получили 244 отклика, в среду 12 января – 316, в четверг 13 января – 342, в пятницу 14 января – 247. Итого за вторую неделю работы с населением над проектом Конституции мы получили 1247 предложений, из них – 578 с конкретными предложениями в проект.
Мы прогнозируем пропорциональный рост активности и сознательности граждан.
Чаще всего звучат просьбы внести изменения в следующие статьи проекта Конституции:
ст. 4, утверждающую многообразие мнений, рекомендуют дополнить обязательностью и верховенством государственной идеологии Республики Беларусь;
ст. 8, описывающую правовое поле, просят изложить в редакции: «утвердить верховенство белорусского законодательства над международным правом» либо «Республика Беларусь признает общепризнанные принципы международного права, если это не противоречит Конституции РБ»;
ст. 10, гарантирующую гражданам государственную защиту, предлагают дополнить возможностью лишать гражданства за преступления, связанные с изменой Родине;
ст. 13, определяющую государственную собственность, рекомендуют дополнить запретом на приватизацию стратегических государственных предприятий;
ст. 18, регламентирующую внешнюю политику, настоятельно предлагают дополнить возможностью вступления в военные блоки, разрешения удара по противнику в случае непосредственной угрозы, права ответных действий, если военная агрессия была предпринята другими странами;
ст. 24, закрепляющую право на жизнь, просят применить в редакции «отменить смертную казнь или ввести мораторий и заменить на пожизненное заключение»;
ст. 32, определяющую понятие брак, просят изложить как «союз мужчин и женщин по рождению»;
ст. 33, утверждающую свободу мнений, рекомендуют дополнить «цензура СМИ допускается со стороны государственных органов»;
ст. 45, гарантирующую охрану здоровья, предлагают оставить в старой редакции, т.к. граждане опасаются ограничения бесплатного медицинского обслуживания;
ст. 47, гарантирующую право на социальное обеспечение, просят дополнить словами «о ветеранах боевых действий на территории других государств», а также заменить понятие «инвалид» на понятие «люди с ограниченными возможностями»;
ст. 64, регламентирующую избирательное право, рекомендуют скорректировать и установить возрастной ценз голосующих от 21 года, а также дополнить условием постоянного проживания на территории РБ;
ст. 69, отражающей право выдвижения кандидатов, дополнена политическим партиям, но утратила общественные объединения, что не удовлетворяет граждан, не состоящих в политических партиях, но являющихся членами общественных объединений;
ст. 80, описывающую требования к кандидатам в Президенты Республики Беларусь, предлагают дополнить условиями отсутствия судимости, обязательного прохождения военной службы, наличия высшего образования, опыта государственной службы, отсутствия иностранных активов и близких родственников за рубежом, а также изменить возрастной порог кандидатов – с 35 лет до 65-70;
ст. 81, устанавливающую полномочия Президента Республики Беларусь, предлагают в разных изложениях – от ограничения сроков президентских полномочий 1-м сроком до отмены данного ограничения вовсе, введя ограничение по возрасту действующего Президента до 75 лет;
ст. 88¹, описывающую обстоятельства вакансии должности Президента, просят изложить «при гибели Президента полномочия передаются Премьер-министру»;
Главу 3 Раздела VI (новую для документа), касающуюся Всебелорусского народного собрания, воспринимают неоднозначно - гражданам не до конца понятны его полномочия в общей системе государственного управления, механизмы избрания делегатов, принятия решений и проч.;
ст. 113 о порядке рассмотрения дел в суде предлагают дополнить «рассмотрение уголовных дел осуществляется судом присяжных»;
ст. 136, касающуюся Банковской системы Республики Беларусь, просят дополнить разъяснением статуса и подчиненности Национального Банка;
ст. 147 утверждает единый день голосования в последнее воскресенье февраля 2024 г. для выборов депутатов Палаты представителей восьмого созыва и депутатов местных Советов депутатов двадцать девятого созыва, что вызывает недоумение граждан – а что будет после: бессменный депутатский корпус или новая редакция Конституции?
По многим статьям приводятся предложения стилистического и лингвистического характера.
Также начинают носить массовый характер следующие вопросы, не обозначенные в Конституции:
- просят вернуть ст. 101, в которой было обозначено право Президента на издание декретов, применимых в условиях, не терпящих отлагательств;
- определить, какая у нас республика – Президентская или Президентско-парламентская;
- разъяснить, к какой избирательной системе мы придем;
- уточнить льготы и привилегии отдельных категорий граждан;
- скорректировать пенсионное обеспечение и проч.
Около 20% обратившихся граждан звонят для того, чтобы выразить одобрение новой редакции отдельных статей либо полную поддержку проекта новой Конституции.